О людях и времени — 3

       Для тех, кто ожидает продолжение рассказа о Григории Абрамовиче Хелимском, сообщаю, что работа по публикации материала приостановлена мною намеренно, поскольку неожиданно для меня возникла ситуация, дающая основание предполагать возможность получения сведений биографического характера ранее мне не известных. Что, как я полагаю, было бы интересно для всех, кого заинтересовала его судьба.  Давайте наберемся терпения и подождем вместе. А пока я предлагаю вашему вниманию две небольших заметки  о жителях нашего поселка, внесших вклад в Победу, очередную годовщину которой мы готовимся отмечать.

В списках не значится.

       Многие жители поселка хоть как-то интересовавшиеся партизанским движением, слышали о действовавшем на территории Брянской области Брянском районном партизанском отряде и его командире Михаиле Петровиче Ромашине (1905-1964), Герое Советского Союза, именем которого названа одна из улиц поселка.

Михаил Петрович Ромашин
Михаил Петрович Ромашин

     Формирование Брянского районного партизанского отряда имеет непосредственное отношение к истории нашего поселка. Словосочетание «партизанский отряд» рисует в сознании картину большой лесной поляны сплошь заполненной хорошо вооруженными людьми. Или нечто сродни этому фото из хроники военных лет.

Построение партизан перед рейдом в тыл врага.
Построение партизан перед рейдом в тыл врага.

Возможно, во многих  случаях так оно и было, но в гораздо более позднее время. В 1941 году все было гораздо скромнее. Брянский районный партизанский отряд был сформирован 06.10.1941 г. на 30-м участке торфопредприятия Пальцо.  Данные о его численности на момент создания разнятся: одни источники называют цифру 30 человек, другие (комиссар отряда) и вообще 17. В маленькой группе, каковой по существу являлся отряд, действовавший в экстремальных условиях, очень важно было доверие людей друг к другу и командира к рядовым бойцам. Такое доверие могло основываться единственно на знании человеческих качеств друг друга. Оно обеспечивалось еще на стадии формирования тем, что Михаил Петрович Ромашин, работавший до войны в нашем поселке изначально подбирал в отряд тех, кого знал лично. Поэтому на момент формирования костяк отряда составили работники Брянского энергокомбината (Брянской ГРЭС) и торфопредприятия Пальцо.

            Так и попал в отряд житель нашего поселка, работник Брянской ГРЭС Кузьма Лукьянович Думчев. Его приход в отряд был взвешенным решением уже не молодого (на момент формирования отряда ему было 43 года) и обремененного семьей человека. Именно в отряде он и прожил последние дни своей жизни. Было ему отпущено совсем немного. Но важно не то сколько прожил человек, а важно как он прожил и за что отдал свою жизнь. Свой последний бой пулеметчик Кузьма Думчев принял в мае 1942.

            Вот как описывает этот бой бывший в годы войны комиссаром Брянского районного партизанского отряда Константин Сергеевич Тихоненков (автор книги «Записки партизанского комиссара»).

Тихоненков сидит в первом ряду крайний справа.
Тихоненков сидит в первом ряду крайний справа.

«4 мая 1942 года, во второй половине дня, наш дозорный заметил недалеко от партизанского лагеря немецкую конную разведку. Высланный туда пулеметный расчет в составе Алексея Трегубова, Петра Кузьмича Машкова и Николая Локтюшева встретил эту разведку на ее обратном пути и уничтожил. Правда, одному раненому коннику удалось удрать. Спустя час-полтора на нас с трех сторон двинулись большие силы карателей. Впоследствии наша разведка установила, что их было более двух тысяч. Разгорелся ожесточенный неравный бой. Каратели дважды предпринимали психические атаки, но были отбиты. Они вынуждены были занять оборону. Метким огнем наши минометчики Иван Ермаков и Александр Сапин били по вражеским позициям. Пулеметчики Николай Зятиков, Михаил Беликов, Михаил Балакин и другие прижимали к земле пытавшихся подняться врагов. Начальник штаба отряда Александр Тимофеевич Писарев
продвигался по линии нашей обороны, подбадривал молодых партизан и сам без промаха бил из автомата по карателям…

            На левом фланге фашисты попытались ворваться в расположение нашей обороны, но снова были отбиты. Комиссар отряда Николай Георгиевич Курнявцев, Израиль Залмович Резников и я зашли наседавшим карателям в тыл и открыли огонь из автоматов. 15 гитлеровцев были убиты, остальные откатились назад.

Восемь часов длилась эта напряженная схватка. В ней отличились десятки народных мстителей. На одном из самых опасных участков находился коммунист Кузьма Демьянович Думичев, рабочий Брянского энергокомбината. Показывая пример другим, он не дрогнул даже тогда, когда каратели, предпринимая очередную психическую атаку, были буквально в нескольких метрах от него. Кузьма Демьянович из ручного пулемета уничтожил до 30 захватчиков. А когда враги бежали, Думичев бросился их преследовать. Фашистский снайпер смертельно ранил отважного пулеметчика». (здесь)

        От полученного ранения Кузьма Лукьянович скончался и друзья по оружию похоронили его в лесу вблизи места гибели, поскольку отряд вынужден был отступить. Но он отступил скрытно и без боя. И в этом была заслуга, в том числе, геройски погибшего пулеметчика. Из описания боя следует, что Кузьма Думчев был хорошим пулеметчиком и мужественным солдатом. Не обращайте внимание на расхождение в написании фамилии и отчества. Обычное для военного времени дело – как писарь услышал, так и записал. Иногда участников событий подводила память.

         После войны тело отважного пулеметчика было дважды перезахоронено у него на родине. Сначала он упокоился в братской могиле на площади перед ДК. Затем, когда по санитарным требованиям могилу переносили, был окончательно погребен на кладбище вместе с другими бойцами Красной Армии и партизанами Брянского районного партизанского отряда. Когда взамен старого обветшавшего памятника был установлен новый места для Кузьмы Думчева на надгробии не хватило. Так Кузьмы Лукьяновича не стало во второй раз. И это в поселке, в котором до сих пор живут его потомки. У которых нет другой могилы пращура, кроме братской. Давайте не будем носиться с набившими уже оскомину надписями «Спасибо деду за Победу» и привязывать ко всему обрезки георгиевских ленточек, которые после праздника дворники метлами будут сметать с пешеходных дорожек. Давайте все вместе приложим усилие к тому чтобы на постаменте у братской могилы появилась надпись «Брянский районный партизанский отряд: пулеметчик Думчев Кузьма Лукьянович, 1898-1942». Это и будет наше спасибо за Победу им павшим и живым.

Имя на обелиске.

      Заголовок любой публикации преследует цель привлечения внимания читающей публики. И данный заголовок не исключение. Однако, я должен признать что он содержит в себе сразу две неточности. Надпись о захороненном когда-то была на мемориальной доске, установленной на обелиске, но уже давно обелиск на братской могиле был заменен  на памятник павшим. Второй неточностью является то,  что на мемориальной плите значится не имя, а фамилия и инициалы.

            Каждый год 8 марта мужская часть населения нашей страны привычно отмечает Международный женский день как праздник весны и внимания к женщине. Для партизан бригады имени Щорса день 8 марта был знаменательным вдвойне. Но сначала надо сказать о событиях тому предшествовавших.

            Одновременно со строительством Полесской (Гомель-Брянской) железной дороги, открытой в 1887 году, через широкую пойму реки Десны на 34-35 километре дороги близ поселка Выгоничи был построен трех пролетный железнодорожный мост, получивший в народе прозвание синий, происшедшее, как полагают исследователи из того, что его стальные конструкции, наблюдаемые с большого расстояния, приобретают соответствующий оттенок от неба и реки. Именно синим он прозывался в период событий, о которых пойдет речь далее. В предвоенные годы мост имел стратегическое значение, и, как утверждает все сведущая Википедия, и  теперь продолжает его сохранять.

Общий вид моста в наши дни.
Общий вид моста в наши дни.

            После начала Великой Отечественной войны, 8 октября 1941 года, этот мост  в рабочем состоянии попал в руки немцев. Для них он так же являлся стратегически значимым объектом, поскольку был важен для обеспечения снабжения 2-ой танковой армии генерала Гудериана и быстрого продвижения Вермахта вглубь советской территории. В дальнейшем мост функционировал, несмотря на постоянные бомбардировки советской авиацией, которые за все время так и не принесли результата. Мост был достаточно обеспечен немецкими силами охраны. В конце февраля 1943 года, когда 2-й гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерала В.В. Крюкова вел бои под Севском, командующий Центральным фронтом К.К. Рокоссовский обратился к начальнику Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко: — Предлагаю поставить задачу брянским партизанам: взорвать в районе Выгоничи железнодорожный мост, пропускающий к фронту десятки вражеских эшелонов в сутки. 2 марта 1943 год командир бригады имени Щорса Михаил Петрович Ромашин (имя которого носит одна из улиц нашего поселка) получил радиограмму следующего содержания «Приказываю бригаде им. Щорса — 500 человек совместно с отрядом Ворошилова-1 — 350 человек под командованием М.П. Ромашина взорвать железнодорожный мост через Десну в районе Выгоничи». Радиограмма была подписана первый секретарь Орловского обкома и горкома ВКП(б), членом Военного совета Брянского фронта, начальником Брянского штаба партизанского движения, организатором этого движения, старшим майором государственной безопасности Александром Павловичем Матвеевым (26.12.1905 – 01.08.1946, похоронен в Брянске).

matve2

Бригада им. Н. Щорса, составлявшая основную часть соединения, которому было поручено взорвать стратегически важный и хорошо охраняемый объект – мост через Десну, была сама новым партизанским формированием, созданным 30 ноября 1942 года путем объединения нескольких партизанских отрядов, включая Брянский районный партизанский отряд, командир которого, Михаил Петрович Ромашин, и был назначен комбригом.

Первая страница приказа о создании бригады им. Щорса.
Первая страница приказа о создании бригады им. Щорса.

Имя одного из работников  ГРЭС, партизана Брянского районного партизанского отряда, а затем бригады им. Н. Щорса в связи с подготовкой и взрывом моста называет в своей книге «Супермены Сталина. Диверсанты страны Советов» писатель Клим Дегтярев.

            Мне не представилось возможным собрать достаточно информации об этом нашем земляке. Удалось установить следующее.

            Он родился в дер. Ивняги Луховицкого р-на Московской области. Саму дату его рождения установить не удалось. Перед войной он работал инженером на Брянском энергокомбинате. Поскольку работавший в поселке с 1937 по 1939 год М.П. Ромашин знал его лично, можно обоснованно предположить, что репрессии 1937 года в связи с делом И.П. Румянцева, затронувшие в том числе ряд работников энергокомбината его не коснулись, либо он был прислан в поселок в это время для замены арестованного главного инженера ГРЭС Лакомкина. Дата его призыва указана 06 октября 1941 года, место призыва – поселок Белые Берега. Но в Белых Берегах не было призывного пункта, а указанная дата является днем формирования Брянского районного партизанского отряда. Таким образом, можно обоснованно заключить, что на момент призыва он проживал в поселке и отсюда ушел на войну, в партизаны. Осталось назвать его имя. Это Сергей Иванович Лапшин.

Сергей Иванович Лапшин
Сергей Иванович Лапшин

      А теперь о том, как воевал Лапшин С.И. в партизанском отряде, а затем – в бригаде им. Щорса и его роли во взрыве моста по воспоминаниям, оставленным его сослуживцами.

            Из воспоминаний комиссара отряда К.С. Тихоненкова «Спустя месяц после оккупации района, 11 ноября 1941 года партизаны Н. Г. Курнявцев, П. И. Купреев, П. К, Машков и В. Семенюков под руководством бывшего инженера Брянского энергокомбината Сергея Ивановича Лапшина отправились к Московско-Киевской железной дороге на участке Брянск — Сухиничи» где подорвали состав, везший на фронт боевую технику и военное снаряжение. Обращает на себя внимание тот факт, что Сергей Иванович Лапшин спустя месяц после формирования отряда идет старшим группы минеров-подрывников. Данный факт дает основание полагать, что к моменту прихода в отряд Лапшин уже успел получить навыки минно-подрывного дела, причем на уровне, позволявшем руководить другими подрывниками. До оккупации Брянска существовало две специальных школы по диверсионной работе. Одна школа, выпускником которой был и сам Ромашин М.П., располагалась за стенами Белобережского монастыря и была легендирована под школу пожарников. Вторая – школа партизанского резерва, существовала в самом поселке Белые Берега в здании охраны Брянской ГРЭС (ныне поселковая школа искусств). С большой долей вероятности, Лапшин был выпускником одной из них. И скорее всего, судя по его навыкам и умению, он был выпускником филиала Орловской специальной школы по подготовке диверсантов, которую организовал и в которой преподавал уникальный человек, возможно единственный на то время такого рода специалист-профессионал диверсионной работы Илья Григорьевич Старинов (1900-2000), часто именуемый как «дедушка советского спецназа».

Старинов
Илья Григорьевич Старинов

 

      Получив задание (взорвать мост), штаб во главе с М.П. Ромашиным начал готовить партизан к проведению штурма моста, его взрыву. О подготовке к взрыву моста знал очень узкий круг лиц. Ежедневно партизан готовили преодолевать труднопроходимые участки, по-пластунски пробираться по глубокому снегу, блокировать дзоты и т. д. Особенно тщательно готовились подрывники во главе с опытнейшим минером СИ. Лапшиным. Их группа была численностью около 50 человек.

Клим Дегтярев в своей книге, так описывает подготовку подрывников «Одновременно с охотой на «языка» саперы отрабатывали в партизанском лагере (скоростное — не более 20 минут) минирование моста. Им предстояло заложить с двух сторон по 400 килограммов взрывчатки. Для тренировки из бревен соорудили две фермы, где подрывники в ночное время упражнялись в укладывании пакетов. Укладывали пакеты два взвода — Лапшина и Аржакина».

            Описание самой операции по захвату моста не входит в предмет данной публикации. Поэтому я опускаю его и перехожу к минированию и взрыву. Уже в течении боя партизаны начали перемещать на мост мешки со взрывчаткой и устанавливать их в мостовые ящики. По данным партизан, для взрыва использовались 450 килограммов тола и 500 килограмм аммонита. После закладки взрывчатки и отхода взрывники западной группы под командованием Лапшина 8 марта 1943 года в 00 часов 25 минут берлинского времени с помощью проводов и пущенного по ним электрического зажигания взорвали «Голубой мост» через Десну, около Выгоничей.

Задача поставленная перед партизанами была выполнена.

      В оперативной сводке Советского Информбюро за 14 марта (вечернее сообщение) сообщалось «Партизаны отряда, действующего в одном из районов Орловской области, на днях взорвали большой железнодорожный мост. Движение поездов на важнейшей дороге, идущей к фронту, прекращено. Во время операции по взрыву моста уничтожено 140 немецких солдат и офицеров».  Само упоминание в сводке свидетельствует о значимости проведенной операции, заметную роль в которой выполнил наш земляк Сергей Иванович Лапшин. Завершая рассказ о взрыве моста хочу отметить удивительный факт – никто из участников этой операции не был награжден.     Полагаю, что лучшей наградой для них будет благодарная память потомков.

       Стоя у братской могилы на траурном митинге вспомните о них – наших земляках-партизанах в ней упокоившихся: о Кузьме Лукьяновиче Думчеве и Сергее Ивановиче Лапшине.

Оставьте комментарий